Страхование в вопросах

Может ли российская страховая компания заключать договоры страхования жизни и здоровья в отношении нерезидента и при условии, что страховая защита будет действовать на территории всего мира?

В соответствии со ст. 34 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-I "Об организации страхового дела в Российской Федерации" иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица на территории Российской Федерации пользуются правом на страховую защиту наравне с гражданами и юридическими лицами Российской Федерации.

Законодательство не предусматривает каких-либо ограничений в отношении возможности заключения российскими страховыми организациями договоров страхования жизни и здоровья иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе предусматривающих страховую защиту на территории всего мира).

К сведению:

Вместе с тем необходимо отметить, что по общему правилу страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%, не могут осуществлять в Российской Федерации страхование жизни (пп. 1 п. 1 ст. 4 Закона об организации страхового дела), обязательное страхование, обязательное государственное страхование, а также ряд видов имущественного страхования (абзац первый п. 3 ст. 6 Закона об организации страхового дела). Это ограничение действует как в случае страхования граждан РФ, так и иностранных граждан и лиц без гражданства. Исключение составляют страховые организации, которые являлись дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам и имели лицензию на осуществление соответствующих видов страхования на момент вступления в силу Федерального закона от 20 ноября 1999 г. N 204-ФЗ (абзац третий ст. 3 названного закона), а также страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам государств - членов Европейских сообществ, выступающих сторонами Соглашения о партнерстве и сотрудничестве от 24 июня 1994 года, или имеющие долю таких иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49% (п. 5 ст. 6 Закона об организации страхового дела).

Кроме того, следует учитывать, что национальным законодательством физического лица - нерезидента могут быть предусмотрены определенные ограничения в части заключения договоров страхования жизни и здоровья в иностранных (в частности российских) страховых организациях (например аналогичные тем, что содержатся в п. 3 ст. 8 Закона об организации страхового дела).

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Акимочкин Дмитрий, Александров Алексей

Учредитель - гражданин Белоруссии, одновременно является генеральным директором организации. В России он зарегистрирован временно. Регистрация периодически продлевается.

Начисляются ли на его зарплату страховые взносы и в каком размере?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

На заработную плату гражданина Республики Беларусь, временно проживающего на территории РФ, следует начислять страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования (ставки приведены ниже), а также страховые взносы от несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Обоснование вывода:

Статус иностранного гражданина

Согласно ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ) установлены следующие категории законно находящихся в РФ иностранных граждан в зависимости от их правового положения:

- временно проживающий в РФ иностранный гражданин;

- постоянно проживающий в РФ иностранный гражданин;

- временно пребывающий в РФ иностранный гражданин.

При этом статус физического лица имеет определяющее значение при решении вопроса обложения выплат, осуществляемых иностранному гражданину, страховыми взносами:

- на обязательное пенсионное страхование в ПФР;

- на обязательное медицинское страхование в ФФОМС и ТФОМС;

- на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ.

Статьей 2 Закона N 115-ФЗ установлено, что временно проживающим в РФ иностранным гражданином является лицо, получившее разрешение на временное проживание. Разрешение на временное проживание оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в РФ лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

Таким образом, чтобы определить, к какой категории относятся работающие в организации иностранные граждане, как правило, достаточно ознакомиться с содержанием отметок в документах, удостоверяющих личность. При отсутствии в паспорте оттиска штампа установленного образца, свидетельствующего о том, что работник получил разрешение на временное проживание, а также при отсутствии в нем отметок о выдаче лицу вида на жительство есть все основания предполагать, что работник не относится к категориям постоянно или временно проживающих и является временно пребывающим.

На сайте Посольства Республики Беларусь в РФ в разделе "Консульские вопросы и визы" разъяснено, что в Консульском отделе Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации становятся на консульский учет следующие категории граждан Республики Беларусь:

а) постоянно проживающие на территории Российской Федерации;

б) выезжающие на постоянное жительство в Российскую Федерацию;

в) временно работающие по контракту;

г) выехавшие на время обучения в учебных заведениях России.

Как следует из содержания вопроса, в рассматриваемой ситуации гражданин Республики Беларусь имеет статус временно проживающего иностранного гражданина.

Страховые взносы

Порядок исчисления уплаты страховых взносов в настоящее время регулируется Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ)).

Частью 15 п. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ освобождены от обложения страховыми взносами суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ.

То есть выплаты и вознаграждения иностранным гражданам, работающим по трудовому договору и имеющим статус временно проживающих на территории РФ, облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке (смотрите, например, письма Минздравсоцразвития России от 01.03.2010 N 424-19, от 27.02.2010 N 403-19, УФНС России по г. Москве от 31.05.2010 N 16-15/055015@).

Таким образом, если гражданин Республики Беларусь имеет статус временно проживающего в РФ, то на выплаты, производимые в его пользу, должны начисляться страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование. Иными словами, с момента получения статуса временно проживающего иностранный работник считается застрахованным лицом.

Что касается тарифов страховых взносов, то на 2011 год они установлены ч. 2 ст. 12 Федерального закона N 212-ФЗ и обязательны к применению всеми плательщиками страховых взносов, в том числе и применяющими специальные налоговые режимы (УСН, ЕНВД, ЕСХН):

- Пенсионный фонд РФ - 26%;

- Фонд социального страхования РФ - 2,9%;

- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 3,1% (с 1 января 2012 года - 5,1%);

- территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2,0% (с 1 января 2012 года - 0,0%).

Отметим также, что для некоторых категорий плательщиков ч. 1 ст. 58, ст. 58.1 Федерального закона N 212-ФЗ установлены пониженные тарифы страховых взносов.

Страховые взносы от несчастных случаев и профессиональных заболеваний

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) иностранные граждане, работающие на основании трудового договора, подлежат социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на общих основаниях, поскольку страхуются все физические лица без исключений.

На основании ст. 3 Закона N 125-ФЗ страхователями являются все юридические лица любой организационно-правовой формы, нанимающие лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с п. 1 ст. 5 Закона N 125-ФЗ.

Согласно п. 3 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184 "Об утверждении Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных (в том числе иностранных граждан) в рамках трудовых отношений.

Таким образом, организация обязана производить уплату таких взносов с выплат, осуществляемых в пользу иностранных граждан в соответствии с трудовым договором, вне зависимости от правового статуса иностранного гражданина.

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Молчанов Валерий, Золотых Максим

Организация планирует принять гражданина Белоруссии, имеющего статус временно пребывающего на территории РФ, на должность бармена (в обязанности входит работа с крепкими алкогольными напитками).

Каков порядок трудоустройства данного сотрудника? Облагается ли полученный им доход страховыми взносами?

Гражданам Белоруссии на территории России предоставляются равные с гражданами России права на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-правовых гарантий. Действующий в России порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь не применяется (ст. 7 Договора между РФ и Республикой Беларусь о равных правах граждан от 25.12.1998, п. 1 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4).

Соответственно, гражданам Белоруссии, работающим на территории России, не требуется получать разрешение на работу, а организации-работодателю не нужно уведомлять территориальный орган ФМС, орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте РФ, и налоговые органы о приеме на работу граждан Белоруссии (письмо ФМС от 20.12.2007 N МС-1/9-25552).

Также Федеральным законом от 11.07.2011 N 186-ФЗ ратифицировано Соглашение между Правительством Республики Белоруссия, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей 19.05.2011, вступающее в силу с 26.07.2011, согласно которому иностранные работники, прибывшие из Белоруссии, освобождаются от необходимости получать разрешение на работу, а также становиться на учет по месту пребывания в течение 30 суток с даты въезда (ст.ст. 3-5).

Согласно ст. 11 ТК РФ правила, установленные трудовым законодательством РФ и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, поэтому при приеме на работу иностранного гражданина необходимо соблюдать общие правила приема на работу, установленные для граждан РФ (глава 11 ТК РФ "Заключение трудового договора").

При трудоустройстве иностранный гражданин должен представить документы, указанные в ст. 65 ТК РФ, с учетом ряда особенностей:

1. Документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, - паспорт или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (ст. 10 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ, далее - Закон N 115-ФЗ);

2. Трудовая книжка. В настоящее время на территории России действительны две формы трудовых книжек: образца 1974 г. и 2004 г. Республика Беларусь входила в состав СССР. Следовательно, если иностранный гражданин предоставляет трудовую книжку образца 1974 г., заводить новую нет необходимости. В случае отсутствия у иностранного гражданина трудовой книжки установленного образца работодатель должен завести на работника новую трудовую книжку (письмо Роструда от 15.06.2005 N 908-6-1);

3. Документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Согласно п. 1 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 документы, выданные в Республике Беларусь и Российской Федерации для реализации трудовых прав и социально-трудовых гарантий их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации. В отношении процедуры признания и эквивалентности документов об образовании смотрите также Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях (Москва, 24.11.1998);

4. На основании п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ временно пребывающий в РФ иностранный гражданин не подлежит обязательному пенсионному страхованию, поэтому при приеме на работу он не обязан предъявлять страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (ч. 4 ст. 65 ТК РФ);

5. Документы воинского учета иностранные граждане при приеме на работу не предоставляют, так как они не являются военнообязанными лицами по законодательству РФ (п. 1 ст. 15 Закона N 115-ФЗ).

Если с учетом специфики будущей работы установлено требование о предоставлении дополнительных документов, иностранный гражданин должен предоставить и такие документы (часть вторая ст. 65 ТК РФ).

Страховые взносы

В соответствии с ч. 1 ст. 1 и п. 15 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС, ТФОМС суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ (письма Минздравсоцразвития России от 01.03.2010 N 424-19 и от 27.02.2010 N 403-19).

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат, в частности, физические лица, которые выполняют работу на основании трудового договора. При этом действие указанного закона распространяется и на иностранных граждан независимо от их статуса (п. 2 ст. 5).

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Степовая Яна, Волкова Юлия


Любой из материалов, опубликованных на этом сервере, не может быть воспроизведен в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами без письменного разрешения владельцев авторских прав.

Copyright © 2004-2009 "Атлас страхования"